Решил тут восстановить одну интересную мне статейку из архива своего дневника.
Она была выдрана из некоего журнала, лет так много назад и повествовала о французском иллюстраторе, работы которого не перестают меня удивлять. Речь пойдет о взгляде в будущее из бурного XIX века.
Забавно, но на изломе веков читательскими умами владели отнюдь не фантастические пророчества Жуля Верна, а его современника с ныне полузабытым именем – Альбера Робида.
читать дальшеК 1892 году он выпустил три книги – «XX век», «Война в XX веке», и «Электрическая жизнь», в которых описывал быт своих еще не родившихся внуков. В отличие от Жуля Верна, который занимался проблемами науки серьезно, Робида интуитивно выдавал сотни фантастических проектов, вовсе не представляя тех принципов, на основании которых весь этот технический бестиарий должен функционировать, следуя принципу «чем чудеснее, тем интереснее». И большинство его бредовых (по меркам XIX века) устройств и механизмов сегодня прекрасно работают, воплотившись в нашей жизни в большей степени, нежели проекты его ученых собратьев. Робида сам иллюстрировал свои «пророчества», и поэтому его полет мысли не был связан неспособностью иллюстраторов изобразить невиданных уродцев от механики.
Художника не очень вдохновляли понятия, которыми мыслили его современники. Например, У. Пирс, главный инженер Почтового управления Англии, категорически заявлял: "Распространение электрической энергии для освещения - глупейшая выдумка". Работы над постройкой летательных аппаратов тяжелее воздуха приравнивались к поискам вечного двигателя.
Что же противопоставил Робида непримиримому консерватизму? Прежде всего фантаст предпринял решительную чистку в арсенале привычных средств транспорта, связи и информации. В 60-х годах нашего столетия, как представлял художник, не будет наземных экипажей, железных дорог, телеграфа. Не станут печатать книги и газеты, посылать письма. Вместо этих атрибутов человеческой цивилизации "появятся новые, еще более совершенные». Правда, Робида хватил через край и поставил предугаданные им новинки не рядом с традиционными средствами, а на место их. Но фантаста, боровшегося с рутинерами, можно понять.
Изобретения Эдисона помогают ему нарисовать панораму огромного города (население - 111 млн. человек!), залитого светом электрических маяков. Ночная мгла побеждена, но подлинный триумф электрификации - постройка многочисленных летательных аппаратов: трансатлантических, военных, грузопассажирских и даже небольших "винтолетов" индивидуального пользования. Винт, приводимый в движение электроэнергией, можно видеть повсюду. В небе - подлинное столпотворение. Над городом снуют аэрострелы, аэромобили, аэрояхты... В высотные дома попадают с крыши, и верхний этаж считается первым. На улицах только пешеходы.
Но как конструктор Робида - целиком пленник своего времени. Его воздушные машины - это сложное сочетание частей подводной лодки, парохода, артиллерийского снаряда и даже велосипеда (руль управления). Проектируя разные виды военной техники, фантаст целиком поглощен идеей: как можно полнее использовать броню. Ею он оснащает и самолеты, и корабли, и артиллерийские орудия. Но одна конструкция совершенно оригинальна - самоходная пушка.
Робида считал возможным законсервировать звук на пластинке или послать его по проводам. Но отказаться от проводов и предвосхитить появление радио современник Жюля Верна не смог. И когда художник рисует телевизор, то это лишь телефон, снабженный "хрустальным экраном".
В своих трех книгах Робида предсказал: появление многопрограммных телеприемников; круглосуточное новостное вещание; видеотелефоны; дистанционное обучение; дистанционные покупки; домофоны; видеодомофоны; видеодиски; видеотеки; реалити-шоу; системы видеонаблюдения (включая концепцию Большого Брата под другим названием); управление климатом; пробные браки (совместное проживание перед заключением брака); детей из пробирки; генную-инженерию; фаст-фуд; уличные телефоны-автоматы; национальные заповедники; небоскрёбы; гипсокартон.
Робида сумел предвидеть полную эмансипацию женщин (публика была скандализирована его иллюстрацией «Женщина-адвокат»), вплоть до революции в моде. В качестве шутки он даже позволил себе сделать женщину премьер-министром Англии (впрочем, на его рисунке эта дама больше похожа на Черчилля, чем на стройную Маргарет Тэтчер).
Но его предвидения не были сплошь радужными. Новый век, согласно Рабиде, нес с собой создание военно-промышленных комплексов; использование биологического и химического оружия (не даром Робида настаивал на необходимости развивать «газовые маски» - противогазы). Да и предвидение телевидения сдобрено ложкой дегтя: эфир заполнит реклама. И перспективы развития киноискусства не вселяют оптимизма – художник увидел тенденцию к засилью эротики.
По полям войны ползут жуткие бронированные машины. Стальные сигары летательных аппаратов жгут друг друга в поднебесье. Подводные корабли топят чудовищные, похожие на жуков линкоры. Невероятные пушки превращают города в облако пыли и пара. И вот уже космический флот в упор расстреливает планету… Но публика не воспринимала это всерьез, смеясь над карикатурными солдатиками и восхищаясь фантазией художника. Робида утратил популярность во время Первой мировой войны, когда его прогнозы начали сбываться с ужасающей точностью.
Робида Альбер
Решил тут восстановить одну интересную мне статейку из архива своего дневника.
Она была выдрана из некоего журнала, лет так много назад и повествовала о французском иллюстраторе, работы которого не перестают меня удивлять. Речь пойдет о взгляде в будущее из бурного XIX века.
Забавно, но на изломе веков читательскими умами владели отнюдь не фантастические пророчества Жуля Верна, а его современника с ныне полузабытым именем – Альбера Робида.
читать дальше
Она была выдрана из некоего журнала, лет так много назад и повествовала о французском иллюстраторе, работы которого не перестают меня удивлять. Речь пойдет о взгляде в будущее из бурного XIX века.
Забавно, но на изломе веков читательскими умами владели отнюдь не фантастические пророчества Жуля Верна, а его современника с ныне полузабытым именем – Альбера Робида.
читать дальше